QAZAQSTAN, SHYMKENT
+7 (7252) 49-31-81
oo_sap@mail.ru

Авторское право и Интернет

В Казахстане авторское право и интернет теперь совместимы

Можно ли отстоять свое творческое авторство, когда вокруг процветает сетевое воровство?

Не все покупается, но все воруется

Томас Эдисон известен нам как изобретатель лампы накаливания. И хотя первые наработки в этом направлении велись уже за десять лет до его открытия по всему миру, в том числе и в России, именно он считается отцом современных электросетей. Не смущает общественность и тот факт, что великий американец был сторонником использования постоянного тока, при том, что весь мир был уверен в перспективах переменного.

Но пальма первенства навсегда отдана Эдисону, и никто не собирается ее оспаривать. А все потому, что предприимчивый американец разработал всю сопроводительную систему электрического освещения — цоколи, генераторы, передатчики. А главное — запатентовал ее.

Огромное количество патентов позволило ему не только создать одну из крупнейших электрических компаний Северной Америки, в которой некоторое время работали такие умы, как Никола Тесла и Михаил Доливо-Добровольский, но и навсегда оставить Эдисона в истории. И даже если у вас нет цели оставить след в истории, а вы банально хотите денег за свои идеи и работу, стоит внимательно изучить пример изобретателя.

Сегодня каждый, кто изготавливает какой-либо контент, будь то дизайн макетов, несложные мелодии для телефонов, фотосессии свадеб или даже шутки для stand-up-выступлений, сталкивается с проблемой быстрой утечки собственных творений во всемирную Сеть. А это чревато тем, что ваши труды могут быть использованы кем угодно и главное — совершенно для вас бесплатно. Более того, некоторые особо наглые персонажи могут выдавать ваши творения за свои собственные и даже попытаться получать за них деньги вместо вас. Согласитесь, обидно.

Потрачено несколько тысяч часов на изучение свойств экспозиции, правильное построение картинки и технические аспекты. Закуплена дорогущая техника, найдены красивейшие модели. Уйму времени заняла обработка получившихся шедевров. А потом некий Вася Пупкин из Урюпинска размещает получившееся фото в качестве примера собственной работы на своей странице где-нибудь на Facebook и с помощью вашего же шедевра отбивает у вас потенциальную клиентуру.

Проблема в том, что для того, чтобы стать популярным и узнаваемым, современный автор, будь то фотограф, дизайнер, художник или (вы уж извините) журналист, вынужден публиковать свои творения в Сети. Иначе, как говорится, не раскрутишься.

Тут, как в случае со студентами и зачеткой: сначала учащийся работает на репутацию, а потом она работает на него. Конечно, хорошо, когда публика проинформирована о первоисточнике. Но известных фотографов и дизайнеров с именем единицы. Что же делать простым профессионалам своего дела, чтобы и в тренде быть, и не потерять свои наработки?

Способов, как оказалось, масса.

А закон-то на стороне автора

В Республике Казахстан сейчас и уже на протяжении двух с лишним десятилетий действует Закон «Об авторском праве и смежных правах». Он полностью соответствует требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений. Более того, с 1 января 2015 года за нарушение авторских прав предусмотрена не административная, а уголовная ответственность.

При этом нарушитель, помимо компенсации ущерба правообладателю, который оценивается специальной комиссией и закрепляется судебным решением, должен будет оплатить значительный штраф (от 100 МРП) и может быть привлечен к исправительным или общественным работам на срок до 120 часов. Осталось только доказать, что творение действительно ваше, а злоумышленник использовал его незаконно. И вот как это сделать.

Во-первых, необходимо хранить абсолютно все первоисточники и промежуточные записи. А еще лучше — каждую отдельную готовую работу записывать на компакт-диск и финализировать его. Это означает, что на него нельзя будет внести никакие изменения. Имея финальную версию своего продукта и все промежуточные и начальные варианты, вы всегда сможете продемонстрировать их в суде. Злоумышленник же предоставит только конечный вариант.

Это в первую очередь касается музыкальных произведений, сложных графических и инженерных работ. Именно от их незаконного использования, по данным американской фирмы Statista, правообладатели терпят наибольшие убытки, которые за период 2015-2016 годов оцениваются в 102 миллиона долларов только в США. Причем более чем в 50 процентах случаев правообладатели не смогли доказать свое первенство в создании продукта. Все потому, что многие файлы утекают в Сеть с завирусованных компьютеров. А защита техники — это уже проблема самих правообладателей.

Поэтому даже наличие исходников не является панацеей в борьбе за свои авторские права. Тем более что не будет, к примеру, фотограф записывать каждое отдельное фото на отдельный диск. Для них есть куда более действенные способы защиты. Во-первых, необходимо делать фотоснимки в формате RAW. Абсолютно все более или менее профессиональные фотоаппараты поддерживают этот формат и даже предлагают двойную запись фотографии — в RAW и JPEG. При этом исходник в RAW нельзя отправлять никому, даже заказчику. По достижении определенного объема снимков их также необходимо записывать на диск, который следует финализировать.

Вполне действенным способом является создание watermark, или водяного знака, который невозможно убрать, не обрезав часть снимка. На водяном знаке обычно указывается имя или никнейм фотографа, чтобы покупатель мог при необходимости найти автора в Сети и уже у него запросить понравившийся снимок. Естественно, не бесплатно. Кроме того, необходимо записать свое имя и контакты в настройках фотоаппарата. В этом случае каждый снимок будет содержать эту информацию, что значительно упростит судебные разбирательства.

Ну и наконец, если вы работаете на хоть сколько-нибудь постоянной основе с любым издательством или интернет-порталом, можно заключить с ним долгосрочный контракт. Таким образом, за свои работы вы будете получать некоторую фиксированную сумму, а защитой авторских прав будет заниматься уже партнерская организация.

ИСТОЧНИК: MK-KZ